Отражение евангельской истории Христа и Марии Магдалины в картинах Александра Иванова "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" (1934-35) и Альберта Эденфельта "Христос и Магдалина" (1890, княжество Финляндское)
Задачами работы являются:
изучить сюжет обоих произведений,
сопоставить изображения Христа и Марии Магдалины и картинах Иванова и Эденфельта
выделить роль пейзажа в этих произведениях
обратить внимание на эмоциональное состояние героев
Оба произведения относятся к жанру исторической картины на библейский сюжет, являются двухфигурными картинами, объединены сходным сюжетом.
Этот сюжет характерен для академической живописи первой половины XIX века, но гораздо реже встречается в конце XIX века, когда живопись, уже обратившаяся приемами реализма, значительно расширила свой тематический репертуар.
Двухфигурная композиция "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" (1934-35) написана как подготовительная картина к масштабному полотну "Явление Христа народу", которую художник считал главной работой своей жизни.
Для Иванова этот евангельский эпизод был точкой, где сталкивалось земное и небесное, где человек встречался лицом к лицу с чудом. Мария Магдалина пришла ранним утром с женами-мироносицами к гробу Христа, но не нашла Его там. В смятении идя обратно, она увидела воскресение Спасителя,но с первую минуту приняла его за садовника. Порывистое движение восМагдалины хищенной Марии Христос останавливает величественным жестом (..."не прикасайся ко Мне,ибо Я еще не восшел к Отцу Моему") Подобная композиционная завязка встречается в работах старых итальянских мастеров (картина написана во время обучения в Италии). Но Иванов сосредотачивает внимание на эмоциональной стороне происходящего. Перед зрителем открывается картина живого возрастного переживания физической утраты Учителя, близость которого была реальна, осязаема (но тленна) и духовного обретения (еще не до конца осознанного) воскресшего Христа. Острота кульминационного момента - в немом диалоге двух фигур, контрасте пластических форм. С одной стороны, потрясение Марии Магдалины, еще не осознавшей воскресение Иисуса, с другой - отрешенность от земных страстей Того, кто уже почти принадлежит миру небесному. Колористическим выражением этой встречи несовместимых миров стал контраст живого, пламенеющего красного цвета платья Марии и белого одеяния Христа с его прозрачными переливами холодных и теплых тонов.
Стремясь передать двойственное природу воскресение Христа, Иванов испытывал творческие трудности не находя нужного решения ни в произведениях великих мастеров, ни в реальных впечатлениях. Отправной точкой в поисках этого образа была скульптура Христа, над которой работал Торвальдсен и статуя Аполлона Бельведерского. Среди подготовительных рисунков Иванова есть также фрагменты композиций Джотто, Фоа Анджелико, Леонардо да Винчи, Фра Барталамео, Рафаэля, античная скульптура. В образе Христа, напоминающего греческого бога восплотилось представление художника об античной пластике. Восхищение Иванова венецианской живописью сказалось в чувственной и одухотверенной красоте Марии Магдалины, написанной с натуры, в темноте колорита с чистыми,мягкими оттенками локального цвета.
Картина стала пенсионерами отчетом художника и за нее Иванов был удостоен звания академика. Однако сам Иванов считал "Явление Христа Марии Магдалине" лишь "начатком понятия о чем-то порядочном", он мечтал о поездке в Палестину для работы над картиной "Явление Христа народу".
Несмотря на желание Иванова передать эмоции Магии Маргалины (сочетание восторга и слез), он все же остался в рамках классицистического стиля.
Иное решение мы наблюдаем в работе Альберта Асфальта "Христос и Магдолина". В отличие от произведения Иванова, картина Эденфельта написана в зрелой период его творчества. Для этого художника не характерный религиозные сюжеты, он считается мастером пейзажа.
Если Иванов изображает воскресшего Спасителя, у Эденфельта мы видим Христа в земной жизни. В отличии от лаконичной композиции русского живописца, где наше внимание сосредоточено на двух фигура и диалоге между ними, Эденфельт окружает своих персонажей естественной средой, пейзажем.
Мария Эденфельта - грешница, одержимая семью бесами. Она обращается к Христу в смятении чувств, ее взгляд рассеян и в то же время в нем чувствуется надежда на Спасение. Изображен момент принятия Сына Божьего, Магдолина понимает духовную власть Христа.
Взгляды Христа и Магдолины не встречаются, их объединяет движение руки Спасителя. Это естественный жест успокоения и поддержки. Христос что-то говорит женщине, его лицо выражает спокойную сосредоточенности и сочувствии к бедам Марии (в более широком смысле всего человечества). Похож в руке Иисуса пришел еще от раннехристианской иконографии Доброго Пастыря (редкой для реалистической живописи XIX века).
Влияние статистической живописи заключается в том, что в изображении Христа нет идеализации. В то же время его фигура почти нематериальна, кажется, что Иисус парит в воздухе. Темная голова Христа изображена на светлом фоне, кажется, что от нее идет едва заметное свечение. Светлая одежда Спасителя напротив контрастирует с темным фоном, фигура Магдалина же с этим фоном сливается. Контуры фигур и пейзажа чуть размытыми, что говорит об импрессионистическом влиянии.
Эденфельт вводит своих персонажей в осенний пейзаж. Золотая осень может вызвать ассоциации с золотофонностью византийских мозаик, о них же напоминает и варьируются манера живописи.
Кроме того осень символизирует переход к другой жизни Марии Магдолины, духовную зрелость и спокойствие Христа. Пейзаж нам напоминает об обители, удаленной от городской суеты.
Картину "Христос и Магдалина" вряд ли мог бы написать атеист. Она вызывает мысли об обращении к Христу человека в момент отчаяния и о всепрощении Спасителя. Произведение Эденфельда, свободное от рамок классицизма, кажется проще картины Иванова и за счет этого становится ближе зрителю. При этом обе картины достойны изучения и размышления о них, поскольку каждая из них принадлежит своему времени.